Психологические рекомендации по построению беседы с родителями
Интернет-магазин nachodki.ru

Психологические рекомендации по построению мотивационной

беседы с родителями в рамках работы по организации социально-

психологического тестирования учащихся

 

Что такое мотивационная беседа?

Мотивационная беседа – это особым образом организованное общение, в котором участвует специалист и слушатель (группа слушателей), целью которого является формирование мотива у собеседника.

Эффективность мотивационной беседы определяется не количеством переданной и механически усвоенной слушателем информации, а тем, как изменилось отношение собеседника к той или иной информации, активности.

Прямым следствием такого понимания мотивационной беседы оказывается следующее:

  • важно не только то, что говорится, но и как это говорится;
  • важно субъективное отношение специалиста к передаваемой информации;
  • нет универсальных и на 100% эффективных мотивационных технологий, так как человек, с которым мы встречаемся в мотивационной беседе, уникален и обладает индивидуальными личностными характеристиками, имеет собственный опыт и свободу выбора;
  • информированный отказ собеседника нельзя рассматривать, как неудачу и профессиональный неуспех специалиста.

Разберемся, что и как следует говорить родителям во время мотивационной беседы в рамках организации работы по СПТ обучающихся по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Обратите внимание на эту сложную формулировку. Непонимание ее смысла очень часто является камнем преткновения во взаимодействии специалистов и родителей (законных представителей).

Структура мотивационной беседы

  1. Общее информирование

Информирование должно быть кратким. Избыток информации без запроса (он еще не сформирован!) на ее получение вызывает скуку и раздражение.

Рекомендуемая длительность информационной части – 5-7 минут. Старайтесь обратить внимание родителей на универсальность, легитимность, ненаказуемость, конфиденциальность процедуры тестирования:

Универсальность: проводится повсеместно, является мерой в ряду психопрофилактических мер, необходимых для эффективного противостояния наркоугрозе.

Легитимность: проводится на основании законодательства РФ.

Добровольность: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования.

Ненаказуемость: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания.

Конфиденциальность: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия.

  1. Мотивационное информирование

В данной части беседы важно раскрыть актуальность данной психопрофилактической меры. Безусловно, специалисту необходимо упомянуть о масштабах наркоугрозы и об уязвимости подросткового сообщества по отношению к ней, а также о психопрофилактическом смысле тестирования.

Основные рекомендации по данному блоку:

  • говоря о наркоугрозе, приводите живые, личностно значимые и эмоционально заряженные примеры;
  • наркомания – это не статистика, это судьбы людей. Рекламу наркотических средств и психоактивных веществ сегодня все еще можно встретить на остановках общественного транспорта, на спортплощадках и даже на стенах школ. Изготовление наркотиков и их приобретение активно пропагандируется в сети «Интернет». Это значит, что никто не защищен на 100%;
  • постарайтесь самостоятельно разобраться в смысле и целях СПТ.
  1. Децентрация и работа со страхами

Это наиболее важная и ответственная часть мотивационной беседы. Если вы видите, что удерживаете внимание и расположение родителей, то можете пойти на риск прямого обращения, инициировав диалог, целью которого будет выражение страхов и сомнений родителей.

Если такого контакта нет, то вашей задачей станет децентрация, временное смещение в позицию слушателя, выступление как бы от его лица, с целью обозначения основных причин его возможного сопротивления.

В нашем случае таких страхов, как правило, два:

  • утечка информации;
  • негативное влияние результатов тестирования на дальнейшую судьбу ребенка (стигматизация, отчисление, преследование правоохранительных органов, группировок наркоторговцев и т.д.)

Поэтому необходимо вновь заострить внимание на конфиденциальности результатов СПТ/ПМО. Кроме этого, важно понимать, что оба страха связаны с неверным пониманием сути и целей СПТ. Задачей специалиста в этом случае будет являться грамотное разъяснение их содержания и смыслов.

Выше приводилась формулировка: «социально-психологическое тестирование обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ». Что это значит?

Во-первых, итогом социально-психологического тестирования не может стать «диагноз»! Например, «наркомания».

Во-вторых, в рамках тестирования НЕ выявляется вероятность того, «станет ли тот или иной тестируемый наркоманом или алкоголиком». Речь идет лишь о том, насколько тестируемый подвержен тем или иным специфическим рискам (факторам риска).

Верное понимание первых двух пунктов приводит к однозначному выводу: обучающийся не может быть скомпрометирован результатами тестирования, даже в случае утечки информации. Участие в СПТ НИКОГДА не будет основанием для постановки на учет в наркологическом диспансере, в территориальном отделе по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

И, наконец, так для чего же проводится социально-психологическое тестирование, если «не для подсчета наркоманов»?

В первую очередь для того, чтобы сделать психопрофилактическую работу с обучающимися наиболее эффективной.

Результаты социально-психологического тестирования:

  • могут мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;
  • позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности (саморазвитию и самосовершенствованию);
  • обобщенные (деперсонализированные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.

В заключение мотивационной беседы следует акцентировать внимание на практическом значении профилактического мероприятия, на том, что социально-психологическое тестирование - это лишь первый этап выявления затруднений, который может выполнять функцию старта работы над собой. После этого при благоприятном развитии ситуации должен следовать этап мобилизации социально-психологических ресурсов, который включает:

  • формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • развитие стрессоустойчивости и навыков совладания со стрессом: принятия решений, обращения за социальной поддержкой, избегания опасных ситуаций; развитие навыков саморегуляции и самоорганизации личности; содействие осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей.

Во избежание страхов и в целях обеспечения психологической безопасности процедуры социально-психологического тестирования в заключение информационно-мотивационной беседы необходимо повторно рефлексировать принципы социально-психологического тестирования: универсальность легитимность, добровольность, конфиденциальность, ненаказуемость, а также сделать акцент на заинтересованности педагогов в успешности, здоровье каждого обучающегося и оказании им психолого-педагогической помощи.