"Мой край родной - моя история живая"
Здесь нашел интересный обзор

«Мой край родной - моя история живая»

 

Под таким названием 25 ноября 2021 года в ГОБУ ИО «Усть-Ордынская гимназия – интернат» состоялась, уже ставшая традиционной, Школьная краеведческая конференция, целью которой является развитие краеведческой, учебно-исследовательской деятельности обучающихся, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Конференция является одним из значимых образовательных событий общешкольной акции «85-летию Усть-Ордынского Бурятского округа – 85 добрых дел». 

Организаторы конференции ставили перед собой задачи активизации поисковой и учебно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении истории и традиций родного края, выявление и поддержку одаренных детей, обладающих способностями к творческой деятельности, проводящих историко-краеведческие исследования, совершенствование методики исследовательской работы в области исторического краеведения, пропаганду научных знаний, а также обмен опытом по организации историко-краеведческой исследовательской деятельности обучающихся.

Всего в работе 7 секций приняло участие 53 гимназиста. 

В секции «Летопись родного края», посвященной изучению истории родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, развитию промышленности и сельского хозяйства, а также других отраслей народного хозяйства Усть-Ордынского Бурятского округа, были представлены исследования разного масштаба, изучающие отдельные яркие и, наоборот, малоизвестные исторические события, способствующие воссозданию общей истории края.

В работе секции приняло участие 6 учащихся. Среди начальных классов 1 место занял Батор Манзаев, ученик 1б класса с проектом «Игрушки от Батруши».

В номинации 5-8 классов места распределились следующим образом:

1 место занял Олег Смоленков, ученик 6а класса с докладом «Корсук- малое село с большой историей».

2 место заняла Светлана Спиридонова, ученица 5а класса с докладом «Кулункун – как много в этом слове».

Среди старших классов 1 место присуждено Олесе Ефремовой (10а класс) с исследовательской работой «Музей моего деда в Осинском районе». 

2 место занял Максим Имеев, ученик 11а класса с докладом на тему «Святые места родного края».

3 место у Яны Кузьминой, ученицы 9а класса с докладом «Байтог - родина моя».

Все работы выполнены в целом хорошо, выдержаны все параметры и требования, но у каждой работы имеются свои недочеты, на которые указаны выступающим опытными экспертами Дмитриевым А.Н. – заместителем руководителя Администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, Молотковой И.Ю. – начальником Отдела культуры Эхирит-Булагатского района, Борхоновой А.А. – заместителем директора по УР.

На секции «Наши земляки-наша гордость» были представлены исследовательские работы о жизни и деятельности известных земляков- уроженцев Усть-Ордынского Бурятского округа, внесших значительный вклад в различных отраслях. К конференции учащиеся подошли очень серьёзно – это было видно по их работам, у многих участников были подготовлены презентации, демонстрационные материалы, работы были оформлены соответствии с требованиями. 

В уровне начальной школы прослеживалась преемственность работы учитель – ученик, родитель - ученик, в средних и старших классах работы были выполнены самими участниками, при тьюторском сопровождении руководителей. Модератор секции Шагланов З.С.-учитель бурятского языка и литературы. В качестве экспертов были приглашены Баршуева З.Г. – специалист ОГБУК «Усть-Ордынская национальная библиотека», Васильева Т.В. - заместитель главного редактора газеты «Эхиритский вестник», Дмитриева М.К.-социальный педагог. 

Среди учащихся 1-4 классов 1-е место заняла Смирнова Екатерина, ученица 3 «а» класса, тема доклада: «Ханхасаева Евгения Калиновна». 2-е место у Борхонова Арсения, 3 «а» класс, тема доклада «Мухурханова Маргарита Сергеевна». На 3-м месте Жалсанова Уранзаяа с докладом  «Башханов Эдуард Борисович – музыкант и руководитель» и   Зайков Лев, с докладом  «Олег Алексеев», оба ученики 2 «а» класса.  

Среди 5-8 классов 1-е место заняла Батудаева Анастасия, ученица 8 «а» класса с докладом «Прокопьев Анатолий Андрианович», 2-е место - Багирова Самира, 5 «а» класс с работой на тему «Жизнь и творчество Любови Бертаковой». Среди 9-11 классов единственный участник и абсолютный победитель- Тарбеев Виктор, ученик 9 класса с работой «Олег Алексеев»

  На секции «Загадки природы родного края», посвященной изучению богатейшего природного наследия, топонимики, сакральных мест, мира лекарственных растений и народных календарей было представлено 5 проектов:

  1.  «Шунгуев  Михаил, 2б класс «Санаторий Нагалык» 
  2. Сорокина Ирина, 5а класс «Береза – панацея от всех болезней» 
  3. Елисеева Алина, 5а класс «Зеленая аптека. Сосна и Эдельвейс»
  4.  Хандуханова  Лина, 6 класс «Азбука здоровья - полынь» 
  5. Алтаева Анастасия, 7 класс «История шаманизма в истории поселка» 

   Все выступления сопровождались презентациями, видеороликами, иллюстративными и наглядными материалами. Самый юный участник Шунгуев Михаил выступил с докладом «Санаторий Нагалык». Юрий рассказал о целебных грязях, об озере Нуха-Нур. Наиболее ярким стало выступление ученицы 6 класса Хандухановой Лины, которая выступила блестяще с докладом «Азбука здоровья – полынь».  Особенно понравилось экспертам исследование, проведенное Линой в виде опроса среди одноклассников с темой «Что такое полынь?». Было интересно узнать, что такое простое растение, как полынь, обладает многими полезными свойствами. С развернутым докладом на тему «Береза – панацея от всех болезней» выступила Сорокина Ирина, ученица 5 «а» класса. Ирина подготовила красочную презентацию, рассказала о лекарственных свойствах березы. Яркое и самобытное выступление прозвучало из уст Елисеевой Алины, ученицы 5 «а» классы. Алина очень эмоционально и  обстоятельно рассказала о сосне, свойствах сосны и таинственном цветке Эдельвейс.  Алтаева Анастасия, ученица 7 «а» класса выступила с исследовательской работой «История шаманизма в истории поселка». Настя продолжила свою работу с 1 школьной конференции. Работа обстоятельная, развернутая.

  В заключительном выступлении экспертами секции Алхансаевой С.Ю.- главным редактором газеты «Усть-Ордын унэн», Ханхасаевой Е.К.- педагогм внеурочной деятельности, Дампиловой А.В.-специалистом Отдела по национальной культуре были подведены итоги работы, дана высокая оценка выступлениям.

      Шунгуев Михаил, 2б класс, занял 1 место среди 1-4 классов. Хандуханова Лина, 6 класс - 1 место среди 5-9 классов. Алтаева Анастасия, 7 класс «Священный булен» - 2 место. Третье место поделили Сорокина Ирина и Елисеева Алина, ученицы 5а класса. 

В секции «Фронтовой блокнот» были представлены работы, направленные на изучение военной истории на местном краеведческом материале, посвященные увековечению памяти земляков. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.

Модератор секции «Фронтовой блокнот» - Бартанов Ю.В., учитель истории и обществознания. Эксперты - Александровна Т.Т. – главный специалист отдела по физической культуре, спорту и молодежной политике Администрации МО «Эхирит-Булагатский район», Хангуева В.К. – педагог дополнительного образования.

В секции приняли участие 6 учащихся.

Политова Виктория, 5 класс, исследовательский проект на тему: «Мой дедушка – мой герой Политов Семен Архипович.

Иванов Константин, 6 класс, исследовательский проект на тему: Мой дедушка герой- Иванов Трофим Иванович.

Малханов Вадим, 6 класс, исследовательский проект на тему: «Герои земляки Великой отечественной войны».

Федоров Данил, 6 класс, доклад «Танк Т34- символ великой Отечественной войны».

Стрелкова Дарья, 6 класс, исследовательский проект на тему «Усть-ордынский бурятский округ. Всенародная помощь фронту».

Абзаева Олеся, 8 класс, исследовательский проект на тему: «Або Сергеевич Шаракшане».

В своей секции ребята постарались познакомить слушателей с темой войны, с тем, какой героический подвиг совершили наши отцы и деды, рассказать о своих героях, и о том, какой огромной ценой далась Победа в Великой Отечественной войне. Итоги секции: 

1 место – Стрелкова Дарья 6 класс «Усть-Ордынский Бурятский округ. Всенародная помощь фронту».

2 место – Политова Виктория, 5 класс «Мой дедушка – мой герой Политов Семен Архипович.

3 место – Абзаева  Олеся, 8 класс «Або Сергеевич Шаракшанэ».

 

В работе секции «Моя семья в истории моей страны» участие приняли эксперты Харбанова В.В.- начальник Отдела по национальным языкам Администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, Буянтуева Ж.Г.- директор гимназии. Модератор секции Буянтуев М.В.- учитель истории и обществознания.

   В ходе секции были заслушаны восемь докладов учащихся:

  1. «Мой дед – наша гордость» - Буйзанова Надежда, 2б класс;
  2. «Моя семья» - Багдаева Ольга, 2б класс;
  3. «Моя семья в истории моей страны: родословная. История братьев Алсаевых» - Егоров Денис, 3а класс;
  4. «Моя семья – моя родословная» - Банаев Денис, 3б класс;
  5. «История моей семьи» - Мархаева Виктория, 4 класс;
  6. «История моего дедушки» - Галкина Кира, 6а класс;
  7. Моя родословная» - Дашинамжилова Диана, 7а класс;
  8. «История моей семьи» - Степанов Валерий, 9а класс.

   Секция провела плодотворную работу, после каждого выступления задавались   вопросы докладчикам. В работе секции участвовала мама Буйзановой Нади. Исходя из критериев оценки выбранных тем, а также значимости каждой работы экспертная комиссия решила отметить следующих учащихся:

   Грамотами за первое место были награждены Банаев Денис, Галкина Кира, Степанов Валерий.

   Грамотами за второе место были награждены Багдаева Ольга, Буйзанова Надежда, Дашинамжилова Диана.

   Грамотами за третье место были награждены Егоров Денис, Мархаева Вика.

    Работа секции «Музейный экспонат» прошла очень интересно и увлекательно. Ребята показали своими исследовательскими работами насколько они трепетно относятся к воспоминаниям о своих прадедах-участниках Великой Отечественной войны, чтят и хранят историю семьи, родного края, чтобы бережно передать всю информацию следующим поколениям. Будеев Данил, ученик 4 класса, на секции представил исследовательскую работу о боевом пути своего прадеда с сохранившимися письмами с фронта, фотографиями военных лет, эксперты имели возможность прикоснуться к историческим артефактам семьи Будеевых. Ученик 2 б класса, Мантатов Баир со своим папой разработали очень интересный проект «Маска, как часть культуры», исследовали тему «масок» не только в бурятской культуре, но и других культурах мира. Своими руками изготовили маски из глина и гипса поделились технологией изготовления, три экспоната подарили в будущий музей нашей гимназии. Экспертами была отмечена работа Кузьмина Саши, ученика 5 а класса. Саша провёл со своим папой очень кропотливую исследовательскую работу над биографией своего прадеда, участника ВОВ, собрали очень хороший материал, фотографии, письма, наградные листки, документы и все это представили на секции. Эксперты отметили работу Саши, как лучшую работу на секции среди 1-9 классов. Ещё одна исследовательская работа заинтересовала наших экспертов своей оригинальной задумкой - это исследовательская работа Дорофеевой Вероники, ученицы 9 класса на тему: Русско-бурятский - английский словарь. Вероника провела опрос среди своих одноклассников, друзей на выявление процента знающих и говорящих на бурятском языке. Результаты опроса Веронику расстроили, и она решила составить русско-бурятский-английский разговорник для всех детей гимназии, и не только. Эксперты оценили идею, масштабность и актуальность проблемы проекта, выступили с предложением Веронике к концу года выпустить первую часть сборника. Все работы участников секции достойны внимания, конечно были недочёты в оформлении, но это лишь начало большого пути ребят в исследовательской работе.

Итоги среди 1-4 классов:

1 место - Мантатов Баир, 2 б класс;

2 место - Будеев Данил, 4 класс;

Среди 5-8 классов:

1 место - Кузьмин Саша, 5 а класс;

9-11 классы:

1 место - Халюев Александр, 9 класс;

2 место - Дорофеева Вероника, 9 класс.

Экспертами на этой секции работали Булгадаева А.А. – учитель начальных классов, Лаврентьев А.М. – учитель технологии, 

Секция «Земля, что дарит вдохновенье» была посвящена изучению литературно-музыкального наследия родного края, развитию художественного творчества гимназистов.

Здесь выступили следующие учащиеся:

  1. Маланова Евгения, учащаяся 9а класса – «Уреэлы. Благопожелания»;
  2. Степанов Кирилл, учащийся 10а класса – «Творчество Е.К. Ханхасаевой»;
  3. Озонова Алина, учащаяся 6а класса – «Звуки иочина»;
  4. Николаева Софья, учащаяся 6а класса – «Мелодия струн: оркестр бурятских инструментов»; 
  5. Рудых Милана, учащаяся 3а класса - «Визитная карточка нашего округа - ансамбль «Степные напевы»;

Кроме указанных ребят, есть те, которые из-за невозможности присутствовать по уважительным причинам, отправили доклады. Это Урбатов Артем, учащийся 11а класса – «Писатели Эхирит-Булагатского района», Баганова Женя, учащаяся 6а класса - «Бурятские народные инструменты: чанза и морин хуур». 

Также в этой секции учителем технологии Хангуевой В.К. была представлена выставка «Красоту творим руками». Всех присутствующих порадовали работы творческой группы, состоящей из 4 человек: Артамонова Л., Иванова Н., Дмитриева В., Шадгарова А. – «Шерстяное творчество», Чикотеевой Н., ученицы 5а класса – «Открытки своими руками», картины из шерсти учащихся 7а класса.  

Оценивали работы учащихся опытные члены жюри, которые на протяжении ряда лет занимаются организацией исследовательской деятельности обучающихся и знакомы на практике с данным видом работы. 

В составе экспертов работали Спиридонова Н.А. – директор ОГБУК «Усть-Ордынская Национальная библиотека им. М.Н. Хангалова»; Мантахаева  А.И. – методист методического отдела ОГБУК «Усть-Ордынский Центр народного творчества», Шобоева Э.А. – заместитель директора по воспитательной работе ГОБУ ИО «Усть-Ордынская гимназия-интернат»;

Большинство работ обучающихся, представленных на конференцию, были выполнены на высоком уровне. Учащиеся продемонстрировали глубину знаний, умение анализировать полученные результаты в ходе исследовательских работ и творческий подход к решению поставленной проблемы.

Среди учащихся начальных классов одержала победу Рудых Милана, ученица 3 «а» класса,  которая с глубоким пониманием важности читаемого поведала об истории создания народного коллектива «Степные напевы», их достижениях, сложном труде, приносящем столько удовольствий своему народу, жителям Иркутской области и не только. 

 Среди 5-8 классов, победители -  Озонова Алина  и Николаева Софья. Обе девочки не понаслышке знают о национальном бурятском музыкальном инструменте – иочине и других национальных инструментах.  Девочки сумели теоретически изучить игру на инструменте и на слайдах показали его устройство и историю.  Примечательно, что Алина и Софья занимаются в ансамбле народных инструментов под руководством Дамбаевой И.Г., и уже на данном этапе обучения из-под их рук звучат замечательные произведения музыкального искусства. 

Среди учащихся 9-11 классов победу одержала Маланова Женя, поделившаяся благопожеланиями своего народа, своего села, своей семьи. Еще раз напомнила, как важно каждому человеку помнить о своих истоках, творчестве наших предков и как много мудрого и, по-настоящему, жизненного в их пожеланиях.  Второе место у десятиклассника Степанова Кирилла, который вновь затронул тему современного художника, писателя и поэтессы Е.К. Ханхасаевой. Слушатели узнали о жизни и творчестве этого необыкновенного человека. Были прочитаны и немного проанализированы ее стихотворения.

Особое 1 место присуждено творческой группе за работу «Шерстяное творчество», которые в защите проекта пояснили об этой особой технике рукоделия, а также рассказали о целебных свойствах шерсти. 

После выступления жюри Шобоева Э.А. с особой проникновенностью и выразительностью прочитала стихотворение Народного поэта Бурятии - Дондока Улзытуева «Наказ» на русском и бурятском языках, с напутствием детям знать произведения бурятских поэтом, и может  самим писать стихи.

Также о своих впечатлениях высказались наши гости. Они поблагодарили ребят за интересные доклады, за проделанную работу и признались, что приятно удивлены новизне и актуальности выбранных тем. Директор библиотеки вручила гимназии подарок с краеведческим материалом нашей области. Все классы в ближайшее время будут с ними ознакомлены. 

 Анализируя результаты краеведческой конференции, можно с уверенностью сказать, что гимназистами ведется планомерная и систематическая работа по изучению и сохранению исторического и культурного богатства Усть-Ордынского округа Иркутской области.